Спор физиков и лириков – тема извечная. Но как мне кажется, их противоборство несколько преувеличено. Возьмем, к примеру, художников. Люди творческие, спонтанные, то упрямо ждущие свою музу, то вдруг с тем же упрямством, граничащим с безумием, погружающиеся в написание очередного шедевра – однозначно, лирики. И какая может быть геометрия – наука отточенных линий и градусов углов?!
Сложно определить, интуитивно ли удается художникам понимание геометрии, или они просто не хотят признаваться в нелирических знаниях (возможно и то, и другое), но все гениальные произведения в живописи соответствуют правилу золотого сечения – математической пропорции, следуя которой предметы и сюжеты на холсте располагаются настолько гармонично, что человеческий глаз интуитивно не может оторваться от художественного произведения.
Известно об этой гармонической пропорции очень-очень давно, аж до нашей эры. Говорят, что согласуясь с этим правилом, построены древнеегипетские пирамиды, в обиход введено волшебное правило древнегреческим ученым Пифагором. Ну а на дверях Сикионской древнегреческой школы рисунка висела надпись: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Многие современные художники утверждают, что понимание правила золотого сечения помогает удачно построить композицию картины, расставить в ней правильные акценты.
Что же такое это самое золотое сечение? Вот какое определение дает современная наука:
«Золотое сечение — это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т. е. a: b = b : с или с \Ь = b : а.»
Вроде как людям, далеким от математики, должно быть сложно для понимания. Но для этого существуют схемы, с помощью которых художники определяют зону «золотого сечения».
Удивительно, но делают это методом математических подсчетов. Вот такие лирики.
Допустим, скажете Вы, современные художники смешали музу и геометрию, если вообще вскоре не доверят творчество компьютерам, став скорее программистами, нежели людьми искусства во всех отношениях.
Возможно. Но как тогда быть с идеальными пропорциями картин древних мастеров? Возьмем, к примеру, Леонардо да Винчи и его гениальное произведение «Тайная вечеря». Композиция полностью соответствует золотому сечению.
Может, конечно, да Винчи и неудачный пример – все-таки гений, опередивший свое время, работавший не только в живописи, но и с техникой экспериментировавший. То есть не совсем уж лирик. Тогда как объяснить наличие этой гармоничной пропорции в древнерусской миниатюре и иконописи? Может, все-таки знали геометрию…
Мой вывод, перефразируя поэта: художником можешь ты не быть, но геометром быть обязан.
Математика – наука неточная
О селекции наглядно
Феномен Неонилы