НА ФОРУМАХ
67
97
165
1

Геометрия живописи

7e9e6fcdb2b11d6b5a084305a9dc5436.jpg

Спор физиков и лириков – тема извечная. Но как мне кажется, их противоборство несколько преувеличено. Возьмем, к примеру, художников. Люди творческие, спонтанные, то упрямо ждущие свою музу, то вдруг с тем же упрямством, граничащим с безумием, погружающиеся в написание очередного шедевра – однозначно, лирики. И какая может быть геометрия – наука отточенных линий и градусов углов?!
Сложно определить, интуитивно ли удается художникам  понимание геометрии, или они просто не хотят признаваться в нелирических знаниях (возможно и то, и другое), но все гениальные произведения в живописи соответствуют правилу золотого сечения – математической пропорции, следуя которой предметы и сюжеты на холсте располагаются настолько гармонично, что человеческий глаз интуитивно не может оторваться от художественного произведения.
Известно об этой гармонической пропорции  очень-очень давно, аж до нашей эры. Говорят, что согласуясь с этим правилом, построены древнеегипетские пирамиды, в обиход введено волшебное правило древнегреческим ученым Пифагором. Ну а на дверях Сикионской древнегреческой школы рисунка висела надпись: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Многие современные художники утверждают, что понимание правила золотого сечения помогает удачно построить композицию картины, расставить в ней правильные акценты.
Что же такое это самое золотое сечение? Вот какое определение дает современная наука:
«Золотое сечение — это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т. е. a: b = b : с или с \Ь = b : а.»

36e2ca0b1dabb457f9518e686d848af7.gif

656e8101114889ddf21733721b1f83b2.png

Вроде как людям, далеким от математики, должно быть сложно для понимания. Но для этого существуют схемы, с помощью которых художники определяют зону «золотого сечения».

36c79d1f081c50a0bf6e8620ec4c7e58.jpg

991801110872abc22fa16ab94f400879.jpg

Удивительно, но делают это методом математических подсчетов. Вот такие лирики.
Допустим, скажете Вы, современные художники смешали музу и геометрию, если вообще вскоре не доверят творчество компьютерам, став скорее программистами, нежели людьми искусства во всех отношениях.
Возможно. Но как тогда быть с идеальными пропорциями картин древних мастеров? Возьмем, к примеру, Леонардо  да Винчи и его гениальное произведение «Тайная вечеря». Композиция полностью соответствует золотому сечению.

5e82dc8ce6d1c8ff8f73799c7244288d.jpg

Может, конечно, да Винчи и неудачный пример – все-таки гений, опередивший свое время, работавший не только в живописи, но и с техникой экспериментировавший. То есть не совсем уж лирик. Тогда как объяснить наличие этой гармоничной пропорции в древнерусской миниатюре и иконописи? Может, все-таки знали геометрию…

95943187b38ca5ed021d8b163cbf9699.png

e24ba05b412114fda90dca31a67517ed.jpg

Мой вывод, перефразируя поэта: художником можешь ты не быть, но геометром быть обязан.

Математика – наука неточная

О селекции наглядно

Феномен Неонилы

Здоровый свет